Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:20 

Притяжение

#Притяжение
Честно скажу, я шла на «Притяжение» за развлечением и спецэффектами. Ожидала понтов в стиле «могу себе позволить» (наверно, спутала Бондарчука с Бекмамбетовым). Но неожиданно получила полномасштабное потрясение. Я проревела полфильма – сначала от катастрофы, с которой все начинается (снятой очень мощно!), потом от ужаса перед тем, что могут натворить безбашенные подростки, герои фильма. Два дня на репите слушала саундтрек Closer, прокручивала фильм в голове, сегодня пошла в кинотеатр второй раз. Со второго просмотра, уже без слез – на гормоны кормящей мамаши мои впечатления уже не спишешь – фильм понравился мне еще больше. И я точно буду смотреть его еще не один раз – чтобы всё просмаковать и прочувствовать.
Бондарчук открылся мне по-новому. «Таких историй у нас еще не снимали, плюс это хорошо придумано и написано», - Меншиков сказал очень точно. Такой неразвлекательной, драматичной, остросоциальной фантастики в современной России еще не было. Еще ни разу подобную проблему не поднимал и с такой внятностью не озвучивал настолько маститый и обласканный властью режиссер, которому можно больше, чем иным и прочим. Меж тем давно пора, и именно сейчас остро необходимо наконец заговорить об этом языком большого массового искусства. И, похоже, Бондарчук уже не в силах молчать. И он сделал этот фильм – по-настоящему глубокий и сильный. Я не буду углубляться в политику и объяснять, почему этот фильм такой своевременный, посмотрите сами, и вы поймете.
Насколько мне не понравился недавно посмотренный «Викинг», настолько мне понравилось «Притяжение». Викинг сняли за ярд с четвертью, - и это патриотичное кено якобы должно внушать зрителю гордость за великую историю страны (но не внушает). «Притяжение» снято всего за 380 млн рублей, и оно выводит дискурс на совсем иной уровень – кто ты, зритель, как часть человечества (а не всего-то одной страны): агрессивный гопник, для которого дело жизни – показать, кто «главный на раёне» с криками «Это наша Земля!» («Крымнаш»/«Россия для русских»/«Бей жидов, спасай Россию»/впиши свой вариант) или все-таки человек, высшее разумное существо, чьи поступки не ограничены собственными шкурными интересами.
Федор Бондарчук в «Притяжении» показал ни много ни мало – второе пришествие спасителя. Новый мессия прибывает на Землю с небес невинным и свежим, как агнец, понимает человеческие души без слов, жалеет их - и умирает за то, что «важнее бессмертия». Неслучайно и его антагонисты из ЧЕРТаново, не из какой-нибудь там Капотни или Бирюлева. Можно сколько угодно говорить о том, что этот сюжет не использовал только ленивый – но пока только смерть заставляет нас задуматься, иных сюжетов и не будет.
Но главный герой фильма не Христос и не пришелец Хэкон, а подросток. (Редкий случай, когда кино о подростках адресовано не подросткам, а взрослым). Вот это вот страшное существо, в котором еще так мало ума, но зато так много энергии и сил. Он еще не умеет отличать плохое от хорошего, не различает врагов и друзей, – и со всей мочи бьет по самым близким, не сознает цены своим делам и необратимости последствий – но кулаки чешутся, кровь кипит, душа жаждет подвигов!.. О, этот юношеский эгоизм и желание заявить о себе, как они опасны и сколько от них бед, о, это неумение владеть эмоциями! Человечеству тысячи лет, а мы все еще подростки – эгоистичные, безответственные, агрессивные, непредсказуемые, противоречивые.
«Почему мы должны с ними договариваться?! Почему мы не можем просто взять и выгнать их отсюда?!» - Юля, главная героиня, к концу фильма находит ответы на эти вопросы. Их должен найти каждый зритель. Именно сейчас нам всем это очень нужно.
Это очень, очень хороший фильм. Его надо в обязательном порядке смотреть в школах – с последующим подробным анализом, кто тут прав, кто нет, и кто на самом деле убил Руса. И, главное, каждый школьник должен ответить себе – с кем он. С теми, кто затевает драки – или теми, кто не видит в войнах смысла. Откуда он – из Чертаново (которое теперь наверняка станет нарицательным) или с Земли. Пожалуйста, покажите этот фильм детям. Обсудите с ними. Исключите возможность непонимания или неверного истолкования главного смысла этой картины. Они должны понимать, что «Мы из Чертаново!» - не бравый девиз, с которым побеждают врага, а крик террориста-смертника, с которым убивают невинных и гибнут сами. Они должны выбрать, кто они – высокоразвитые гуманоиды или всего лишь высшие приматы с характерными повадками. Согласны ли они, чтобы лучшее в них – их готовность защищать близких и любимых – использовал обезумевший фанатик с больными глазами для собственной войны, или все-таки понимают, что «мы – люди, мы не имеем права убивать».
Насилие не может быть достойным ответом. Идеи, что все решает сила, а сила у того, кто прав, устарели и в современном мире не имеют права на существование – нас стало слишком много Нам пора сближаться, а сближает только любовь. Но мы готовы за любовь убить. Готовы за любовь умереть. Но жить в любви не готовы.
Спасибо Олегу Меншикову за достойный, лаконично сыгранный образ российского военного – мужественного, но человечного. Мы совсем забыли, что военные – это про защиту, а не про угрозу. И что истинная доблесть воина не в том, чтобы победить в схватке, а в том, чтобы не допустить ее.
Спасибо за саундтрек, Closer Паулины Андреевой я слушаю на репите который день. В нем сразу чистота и ранимая открытость настоящих чувств, и драматическое предчувствие беды, которым пронизан весь фильм: «Забери меня туда, где нет никакого притяжения, в открытый космос, которому ты принадлежишь», «дай почувствовать бесстрашие» - и кульминация на словах «ближе к тебе»… Ты не один. Я не одна.
Сценаристам – особый респект. Они поработали на славу. Я видела глупые отзывы о фильме, где пишут, что в сценарии много нестыковок, например, на контакт к пришельцам выходят не ученые, как в голливудских фильмах, а чиновник (политик) и военный. Идиоты, это не в сценарии нестыковки, это наша шизореальность из них соткана! У нас так бы всё и было! Нет, никаких нестыковок, сценарий продуман от и до, и эти от и до еще смотреть не пересмотреть.
Актерская игра великолепна – главная ли роль, второго плана или вообще эпизодическая. Все яркие, выпуклые, запоминающиеся. Но как сыграл главного героя Тёму Александр Петров, как осилил такую сложную роль, как провел образ от сомнительного «Ромео» (а девочкам-подросткам редко нравятся несомнительные) и уличного бойца со своими понятиями о справедливости в начале фильма до отвратительного невменяемого агрессора в конце – это особенно впечатляет.
И да, про понты. Их там нету. Совсем. Это действительно очень хороший фильм, и его можно очень долго хвалить. Но я закончу на этом. Сегодня я вышла с просмотра и перезвонила подруге. Сказала ей, что Бондарчук для меня отныне Федор Сергеевич. Она сказала, что родила 31 января сына и советовалась со мной, как назвать. «Федором назови». Ей понравилось. Посмотрим. Спасибо, Федор Сергеевич!
#Притяжение.

URL
   

Ольгин дневник

главная